Самые знаменитые собаки в мировой литературе: ТОП-13

Интересное

Образ собаки можно встретить во многих литературных произведениях. Среди всех собак – персонажей книг, есть очень известные четвероногие герои – свирепые и ласковые, благородные и озорные, бесконечно преданные друзья. Некоторые из них особенно полюбились читателям.

Собака Баскервилей

Артур Конан Дойл, «Собака Баскервилей»

У вас уже есть собака?
Да!
81.11%
Еще нет
18.89%
Проголосовало: 39820
Иллюстрация Сидни Пэджет, Артур Конан Дойл, «Собака Баскервилей». 1901 год
Иллюстрация Сидни Пэджет, Артур Конан Дойл, «Собака Баскервилей». 1901 год

Герой произведения Конан Дойла отзывается об этой собаке как о кошмарном приведении, «исчадии ада». На деле же оказывается, что это лишь воображаемый образ, подогреваемый старинной легендой и коварными замыслами Стэплтона. В действительности, это оказалась очень крупная собака, помесь ищейки и мастифа – «поджарый страшный пёс, величиной с молодую львицу». Получается, он был не чистокровным псом, а метисом. Собакам крупных пород не свойственна злобность. Поэтому пёс, которого так боялись все в округе, напавший на сэра Генри, сам оказался жертвой жестокого обращения и злых намерений своего хозяина, и погибает от пуль Холмса.

Каштанка

А.П. Чехов, «Каштанка»

Иллюстрация А. Комарова, Чехов А.П. “Каштанка”. 1925 год
Иллюстрация А. Комарова, Чехов А.П. “Каштанка”. 1925 год

Каштанка в рассказе Чехова – рыжая собака, мордой похожая на лисицу, помесь таксы с дворняжкой. Судя по тому, что у второго хозяина, циркача, она ездила верхом на коте и вдвоём с котом помещалась в небольшом чемодане, – это была маленькая собачка. Каштанка любила своих хозяев – столяра Луку и Федюшку, несмотря на то, что они мало уделяли ей внимания и даже обижали, жестоко подшучивая над ней. Попав к дрессировщику, невзирая на его хорошее отношение, Каштанка тоскует по своим первым хозяевам. И, услышав на арене цирка родные голоса, бросается к ним. Она счастлива, вновь обретя любимых людей. Образ Каштанки – пример нерассуждающей жертвенной преданности. Несостоявшаяся артистка бросает новую сытую жизнь, тёплый дом и возвращается к любимым людям.

Муму

И.С. Тургенев, «Муму»

Гравюра Владимира Табурина; «Му-Му», 1890-е годы

Муму у Тургенева – собачка с длинными ушами, пушистым хвостом трубой и большими выразительными глазами, испанской породы. Судя по этому описанию, она была спаниелем. В произведении любимая собачка глухонемого Герасима становится жертвой самодурства жестокой барыни. Символично, что в начале рассказа её хотели утопить ещё щенком, но Герасим спасает её.

Шарик

М.А. Булгаков, «Собачье сердце»

Иллюстрация А.З. Иткин, Булгаков М.А. “Собачье сердце”
Иллюстрация А.З. Иткин, Булгаков М.А. “Собачье сердце”

В произведении Булгакова Шарик – бездомный пёс, с жидкой шерстью, буроватого окраса, с подпалинами, с хвостом цвета топлёного молока. Порода – дворняжка. В начале повествования он вечно голодный и замёрзший, постоянно скитающийся в подворотнях в поисках пищи. Но попав в дом профессора Преображенского, у Шарика начинается совершенно другая жизнь. Он благодарен своему хозяину, рад, что обрёл дом, и готов преданно служить своему спасителю. Но в результате эксперимента, проведённого профессором, Шарик постепенно из доброго и умного пса превращается в невоспитанного хама, дебошира и алкоголика Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Белый Клык

Джек Лондон, «Белый Клык»

Иллюстрация Чарльз Ливингстон Булл, Джек Лондон “Белый Клык”. 1906 год
Иллюстрация Чарльз Ливингстон Булл, Джек Лондон “Белый Клык”. 1906 год

Белый Клык в повести Джека Лондона – прирученный волк, в жилах которого течёт кровь собаки. Выросший у индейцев, он становится ездовой собакой, свирепым вожаком собак своей упряжки. Усердная работа в упряжке делает его сильным псом. Родившийся на воле волчонок становится собакой, в которой много волчьего. Людей он считает своими богами, жестокими, а иногда – справедливыми. В дальнейшем, попадая к жестокому хозяину, он превращается в настоящего зверя – хитрого, опасного хищника. Но любовь, терпение и ласка его последнего хозяина – инженера Скотта, пробуждает в нём ответную любовь. Свирепый, недоверчивый зверь становится верным и преданным другом, готовым отдать жизнь за хозяина и его семью.

Монморанси

Джером К. Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»

Иллюстрация Сесил Лэнгли Даути, Джером К. Джером “Трое в лодке, не считая собаки”

В книге Джерома К. Джерома о трёх друзьях, путешествующих в лодке, есть ещё и четвёртый персонаж – Монморанси. Это озорной, энергичный фокстерьер с дурными привычками, доставляющий хозяину сплошные беспокойства. То он охотится на цыплят, то убивает крыс, то загоняет соседа в сарай. Не давая скучать своим спутникам, Монморанси охраняет их от закипающего чайника или затевает в каждом городе драки с уличными собаками. И, если у персонажей этого рассказа были прототипы – друзья писателя, то Монморанси был целиком выдуман Джеромом.

Джером К. Джером со своим фокстерьером Джимом

А Вы знали, что единственный персонаж повести, у которого не было прототипа, – фокстерьер Монморанси. Автор в таких деталях описал повадки четвероного героя, что никто не мог и подумать, что до этих пор собаки у Джерома не было. Уже после публикации повести в доме писателя действительно появился фокстерьер по кличке Джим, и выбор этой породы не был случайным. Позже Джером признавался, что на самом деле наделил Монморанси собственными чертами характера!

Как думаете, какая самая популярная порода собак в России?
Корги пемброк
9.69%
Йоркширский терьер
22.89%
Чихуахуа
10.84%
Джек-рассел-терьер
6.52%
Лабрадор
13.76%
Немецкая овчарка
16.18%
Померанский шпиц
10.98%
Пудель
2.27%
Французский бульдог
3.53%
Алабай
3.33%
Проголосовало: 75813

 

Тотошка

А.М. Волков, «Волшебник изумрудного города»

Иллюстрация Н.Э. Радлов, А.М. Волков, «Волшебник изумрудного города». 1939 год
Иллюстрация Н.Э. Радлов, А.М. Волков, «Волшебник изумрудного города». 1939 год

Тотошка в сказке Волкова – маленький чёрный пёсик, любимец Элли. Это весёлый, неунывающий пёс. Он беззаветно предан своей хозяйке и готов целыми днями играть с ней. Пёсик Элли отважен и помогает хозяйке в трудных ситуациях: добывает для неё серебряные башмачки, пытается защитить её от людоеда, выгоняет из-за ширмы фальшивого волшебника Гудвина. Тотошка – воплощение верности, любви, смекалки и неистощимого оптимизма.

Клык

Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и Философский камень»

Иллюстрация Jim Kay, Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и Философский камень»

В книге о приключениях юного волшебника есть пёс по имени Клык. Его хозяин – преподаватель по приручению магических существ, лесник в школе волшебства, Рубеус Хагрид. Клык – крупный пёс, чёрного цвета, породы неаполитанский мастиф. Лесник часто берёт его с собой на вылазки в Запретный лес. Внешность Клыка не соответствует его характеру. Выглядит он суровым псом, а в душе довольно труслив: скулит при виде хищных пауков, терпит укусы другого питомца Хагрида – дракона, и бросается наутёк при виде разбившейся фарфоровой вазы.

Аргос

Гомер, «Одиссея»

Одиссей и Аргус. Рисунок Жана-Огюста Барра, 1800-е

Аргос в «Одиссее» Гомера – охотничий пёс с печальной судьбой, воплощение безграничной собачьей преданности. В молодости обладал хорошим чутьём, быстротой и смелостью. Но вот хозяин отправляется на войну и покидает Аргоса на долгих 20 лет. Всю жизнь прождал хозяина верный пёс. В день возвращения Одиссея – это уже дряхлый и слабый, забытый нерадивыми слугами, пёс. Узнав хозяина, Аргос не находит сил подползти к нему. Лишь виляет от радости хвостом. Несчастный пёс, видя, что Одиссей уходит, так и не подойдя к нему, умирает.

Джим

С.А. Есенин, «Собаке Качалова»

На фото слева: Василий Качалов со своим доберманом Джимом
На фото справа: памятник Джиму в Белгороде

Стихотворение Сергея Есенина было посвящено Джиму – собаке актёра Василия Качалова, с которым поэт дружил. По воспоминаниям современников Качалова, это был обаятельный пёс породы доберман, всеобщий любимец. Он был почти чёрного цвета, с коричневыми подпалинами на груди и брюхе. Есенин описывает его как собаку с бархатной шерстью, которую все норовят потрогать. Между Есениным и Джимом сразу завязалась нежная дружба. Качалов вспоминал, как придя домой, застал такую картину: Есенин и Джим сидели, прижавшись друг к другу, Джим радостно взвизгивал и лизал его лицо. А во время чтения Есениным стихов, Джим внимательно смотрел поэту в рот.

Собачка

Л.Н. Толстой, «Лев и собачка»

Иллюстрация П.Репкин, Л.Н.Толстой “Лев и собачка”, 1973 год
Иллюстрация Ф.Ярбусова, Л.Н.Толстой “Лев и собачка”, 1992 год

Толстой в рассказе «Лев и собачка» не описывает внешность собачки, но подробно рассказывает как животные относятся друг к другу. Автор называет её маленькой беззащитной собачкой и собачонкой. По характеру это была добрая собачка, игривая и ласковая. «Собачка умным взглядом словно просила не есть её, приветливо махала хвостиком». Она стала подругой льва, лев играл с ней, делился своей едой, защищал от жестоких людей. Толстой показывает беспомощность собачки, при этом подчёркивает её дружелюбие и нежность по отношению к хищнику, внушающему всем страх. Звери, заключённые в клетку, оказались добрее, чем те, кто их туда запер.

Моська

И.А. Крылов, «Слон и моська»

Лубок “Слон и Моська”, 1857 год

Во времена Крылова моськами называли мопсов. В XVIII веке было модно иметь собаку этой породы. Моська – мелкая собачонка, смешная и нелепая, которая громким лаем на огромного слона пытается завоевать авторитет среди других собак, прикрыть свою слабость и беспомощность. Сейчас слово «моська» стало нарицательным. Моськами называют крикливых, пустых людей, которых никто не воспринимает всерьёз.

Артемон

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Иллюстрация Б.Б. Малаховский, Толстой А. “Золотой ключик или приключения Буратино”. 1937 год
Иллюстрация Б.Б. Малаховский, Толстой А. “Золотой ключик или приключения Буратино”. 1937 год

Сказка о деревянном мальчике была придумана итальянским писателем Карло Коллоди. Приключения непослушного Пиноккио вошли в историю мировой литературы в 1881 году. А вот советские дети смогли познакомиться с мировым шедевром в 1936 году благодаря стараниям А.Н. Толстого, который не просто перевел сказку о «Пиноккио», а адаптировал ее для наших людей: изменил персонажей, добавил русских поговорок и пословиц, и новых сюжетных поворотов.

В оригинальном произведении присутствуют 2 собачьих персонажа: белый пудель Медоро и ищейка Алидоро. Некоторые литераторы уверены, что Толстой в Артемоне объединил этих двух персонажей. Артемон – щегол (как Медоро) с благородным характером (как Алидоро).

Кстати, имя Артемон выбрано не случайно. Одни литераторы считают, что это отсылка к рассказу Куприна «Белый пудель», в котором собаку звали Арто, другие – к роману Жюля Верная «Агентство Томпсон и К°», в котором пёс по прозвищу Артимон играет немаловажную роль. А еще есть версия, что Артамонами часто называли помещики своих дворовых слуг.

А кто Ваш любимый пёс в литературе?

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. alvira

    спасибо, любопытно

    Ответить